Потеря речи после инсульта и черепно – мозговой травмы

Случилось несчастье – заболел близкий человек. Он перенес инсульт или черепно-мозговую травму. В результате нарушилась или совсем исчезла речь, стали хуже действовать рука и нога.

Последствия тяжелые! Они лишают человека полноценной возможности трудится, заниматься своим любимым делом, изменяют положение в семье. Главное же болезнь отнимает драгоценный дар природы – РЕЧЬ.

Почему же инсульт и черепно-мозговая травма имеют такие тяжелые последствия? Инсульт– это результат сосудистого заболевания головного мозга. Черепно-мозговая травма – результат механического воздействия на череп, приводящего к тому или иному повреждению вещества мозга. Как известно, мозг человека – это самый сложный вид живой материи. Именно он обеспечивает человеку способность видеть, слышать, двигаться, ориентироваться в действительности, в том числе и в пространстве, говорить, читать, считать. Благодаря работе мозга человек может мыслить, чувствовать, создавать прекрасные произведения искусства и т.д.

Что такое инсульт?

Это заболевание, при котором по тем или иным причинам нарушается кровоснабжение определенного участка мозга. Соответственно, мозг не получает питание и нервные клетки, расположенные в области с нарушенным кровообращением, повреждаются или отмирают. А вместе с ними страдают и те функции организма, за которые отвечает пораженный инсультом участок мозга.

     Виды инсульта

В зависимости от причин заболевания, специалисты делят инсульт на два типа:

Ишемический инсульт. Наиболее распространенная форма инсульта. Возникает вследствие закупорки сосудов, ответственных за кровоснабжение мозга, тромбом (сгустком крови) или как следствие сосудистого спазма. Как результат, нервные клетки перестают получать кислород и питательные вещества и, если не принять специальных мер, отмирают.

Геморрагический инсульт. Причина этого типа инсульта — разрыв мозгового сосуда. Кровь в мозге начинает скапливаться в прилежащих тканях, оказывает давление на нервную ткань, тем самым нарушая её жизнедеятельность.

У пациентов, перенесших инсульт в левом полушарии головного мозга (а у левшей в правом) кроме двигательных нарушений возникают и речевые нарушения (афазия, дизартрия).

     Речь – это использование языка в целях общения. Сложная структура языка требует разных сложных речевых умений: умение говорить и различать звуки речи, составлять из звуков слоги и слова, говорить и понимать их, умения составлять из слов предложения, используя правила грамматики, читать писать и т.д. Инсульт или травма головного мозга лишает пациента этого.

Нарушение речи, состоящее в потере способности выражать свои мысли словами, проявляется главным образом в виде афазии и иногда дизартрии.

Главным проявлением афазии в большинстве случаев является то, что при ней грубо нарушена устная речь.

     Виды афазии

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижнетеменных отделов левой гемисферы).

Главная проблема для таких больных — невозможность (или огромная сложность) по собственному желанию произнести отдельные звуки речи.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднее-лобных отделов коры (нижних отделов премоторной зоны). Эта зона обеспечивает возможность слияния отдельных артикуляционных поз (и, следовательно, произносимых звуков) в слова.

Сенсорная афазия (или акустико-гностическая форма афазии)  возникает при поражении верхневисочных отделов коры левого полушария. Эта область (зона Вернике) отвечает за понимание речи – понимания отдельных звуков и  их различение, а так же соотнесение предмета и его обозначающего слова. Чтобы понимать речь, необходимо уметь слышать звуки (фонемы) и соединять их в слова.

Акустико-мнестическая афазия возникает, если вследствие инсульта или другого повреждения нарушились функции височного отдела (средних и задних отделов височной области) левого полушария головного мозга (у правшей).

Динамическая афазия – появляется вследствие поражения заднелобных отделов левого полушария, находящихся кпереди от зоны Брока. Эти зоны в мозге человека отвечают за программирование речевого высказывания и речевую инициативу.

Семантическая афазия самостоятельно редко встречается, чаще всего она входит в состав комплексной афазии легкой степени выраженности и сочетается с нарушениями пространственного восприятия.

Эта одна из наиболее легких форм по проявлению речевых нарушений.

Возникает семантическая афазия вследствие поражения теменно-затылочных областей доминантного полушария.

     Что делать, чтобы помочь близкому человеку восстановить речевую функцию?

   Всем близким пациента с афазией нужно знать, что первые полгода (максимум год) после появления афазии (после инсульта или черепно-мозговой травмы и др.) являются наиболее плодотворными в плане восстановления речи. Поэтому необходимо сразу же выяснить у невролога, какая форма афазии у вашего близкого и найти логопеда-афазиолога, чтобы узнать информацию о том, как заниматься с пациентом с афазией.