Бабушкины сказки, или 20 мифов о детском здоровье. Часть 1
Мы живем в XXI веке – эпохе высоких технологий и невероятных открытий. Сегодня у нас есть доступ практически к любой информации. Тем не менее многие страшилки, мифы и заблуждения о детском здоровье все еще существуют. Вместе с врачом-педиатром, директором компании «Добрый Доктор» Александром ДЕЧКО мы собрали и развеяли наиболее популярные из них.
1. «Чтобы расти, ребенок должен много есть»
Детский организм работает по принципу саморегуляции: ребенок съедает ровно столько, сколько нужно для удовлетворения потребностей. Рост детского организма не линейная функция. Есть периоды очень интенсивного роста (например, до года), потом идут периоды округления, вытягивания и так далее. Так вот: во время интенсивного роста дети едят больше, а когда интенсивность замедляется – меньше.
Заставлять здорового ребенка есть ни в коем случае нельзя. Иными словами, если антропометрические показатели (рост и вес) соответствуют возрасту, если по анализам, по всем диспансерным осмотрам малыш здоров, то он получает столько, сколько ему нужно.
2. «Больного ребенка нужно кормить еще лучше»
Испокон веков считалось, что, если человек заболел, ему надо сварить бульон – пожирнее да погуще! Это неправильно. Традиция идет с тех времен, когда люди питались впроголодь, и заболевшему хотели дать чуть больше остальных. В наше время усиленно кормить больного не нужно. Заболевший ребенок часто вынужден соблюдать постельный режим, в результате чего снижаются двигательная активность и активность обменных процессов, поэтому необходимости в большом поступлении питательных веществ нет. Самое важное – обеспечить малыша достаточным количеством жидкости. Придет время, когда ребенок сам попросит есть.
Во время болезни снижение аппетита у детей может быть связано не с тяжестью состояния, а с настроением ‒ начинается детская «нехочуха». Лучше не заставлять ребенка есть, а обеспечить разнообразие, предложить любимые блюда, постараться заинтересовать.
3. «Прививки вызывают аутизм»
Страшилка о том, что вакцинация вызывает аутизм, появилась в начале 90-х. Связано это было с публикациями, если не ошибаюсь, в «Комсомольской правде» о том, что прививочный материал содержит ртуть – она токсична и вызывает аутизм. Потом публиковались опровержения, но дело уже было сделано. В прививочном материале ртуть содержится в виде солей, и, согласно существующим исследованиям, в используемых дозах они не токсичны для организма. Более того, есть данные, опубликованные в научных медицинских журналах, что никакой взаимосвязи между вакцинацией и развитием аутизма не существует. Сейчас это уже математически доказано.
4. «Лучше переболеть, чем привиться»
Это заблуждение опасно тем, что болезни часто сопровождаются осложнениями. Вакцины, которые присутствуют в нашем календаре профилактических прививок, включались туда не по прихоти врачей, а с учетом того, какие болезни являются самыми опасными и вызывают наиболее тяжелые осложнения. Например, краснуха. Да, переболев, человек приобретает пожизненный иммунитет. В конце прошлого века, когда вакцины от кори и краснухи у нас не было, очень многие болели этими инфекциями в детстве. Но не все – часть людей заболевала уже в зрелом возрасте. Если краснухой болеет беременная женщина, то у плода происходят необратимые изменения – ребенок со 100-процентной вероятностью рождается с пороками развития. Очень серьезные осложнения вызывает дифтерия. Инвалидизация при полиомиелите составляет 50%.
5. «Новорожденного не надо успокаивать, пусть кричит – разрабатывает легкие»
В отношении детского плача у нас обычно две крайности. Первая – ребенок не должен кричать вообще, вторая – пусть кричит, легкие разрабатывает, сам успокоится. При плаче легкие не разрабатываются. Ребенок растет, дышит, и легкие развиваются сами по себе. Жизненная емкость легких при форсированном дыхании увеличивается, но не от крика, а при определенных занятиях спортом или упражнениях с духовыми инструментами.
Плач является сигналом, что ребенок чувствует дискомфорт. Когда малыш здоров, сыт, сухой, то имеет смысл непродолжительное время попытаться успокоить его дистанционно. Если это не помогает, можно применить родительские ухищрения: песни, подбрасывания, укачивания и танцы с бубнами. Ждать до бесконечности самостоятельного окончания плача не стоит.
6. «Приучать ребенка к горшку нужно как можно раньше»
Корни этого заблуждения уходят в наше советское прошлое, когда декретный отпуск у женщин был коротким, и ребенка в год отдавали в ясли. То есть это было необходимо для быстрой социализации. Сегодня мы считаем, что ребенок должен научиться самостоятельно пользоваться горшком примерно в 3-летнем возрасте. Знакомство с горшком можно начинать только тогда, когда ребенок уже уверенно сидит. Нужно понимать, что это постепенный процесс, который ни в коем случае не должен сопровождаться насилием и давлением, иначе сформируется отрицательный рефлекс.
С появлением подгузников проблема приучения к горшку стала актуальнее. Это связано с тем, что в подгузнике ребенок не испытывает дискомфорт: если бы ему было мокро и неприятно, то процесс привыкания к горшку проходил бы намного быстрее.
7. «От подгузников один вред»
Подгузники – это не полезно и не вредно. Подгузники – это очень удобно. В первую очередь, для родителей. Вред они могут нанести, если их вовремя не менять. Иными словами, это проблема нарушения правил гигиены. Если подгузник наполнился, а про это забыли или ждут времени его плановой замены, то содержащиеся в каловых массах микробы могут вызвать восходящую инфекцию, особенно у девочек.
Существует также миф о том, что ношение подгузников может привести к бесплодию у мальчиков. Если следовать правилам, не носить подгузник в 40-градусную жару, не забывать о воздушных ваннах при переодевании, то вреда от подгузников не будет. Никаких достоверных данных о том, что подгузники провоцируют бесплодие, я не встречал.
8. «Диатезные» щечки – это нормально, все дети через это проходят»
Это заблуждение возникло, когда у нас большое количество детей находилось на искусственном вскармливании с использованием неадаптированных смесей. Весь прикорм состоял из манной каши, приготовленной на магазинном коровьем молоке. Количество экссудативно-катаральных диатезов тогда было огромным.
Но сегодня кормящая мама может позволить себе качественное питание 12 месяцев в году. Дети, по каким-либо причинам находящиеся на искусственном вскармливании, получают адаптированные молочные смеси. В магазинах существует достаточное количество продуктов для введения прикорма и докорма, которые соответствуют всем международным стандартам. И сегодня говорить о том, что красные щеки и красная попа – это нормально, неправильно. Кожа ребенка должна быть чистой.
Если же у малыша возникают эти проявления, надо искать причину: анализировать питание матери и ребенка, наследственность. Они могут быть предвестниками аллергических проблем в будущем. Красные «диатезные» щеки – это не норма, а сигнал.
9. «Приготовленное своими руками питание полезнее, чем баночное»
Если есть возможность готовить из продуктов, выращенных в чистом поле, не ближе 30 км от большого города, без использования удобрений, то почему бы и нет? Но если речь идет о магазинных продуктах, то надо понимать: качество будет хуже, нежели в баночном питании. К изготовлению детского питания предъявляются очень жесткие требования. Кратность обработки, средства, которые для обработки используются, последняя обработка перед снятием урожая, принципы хранения и переработки – при производстве детского питания все иначе.
Не надо зацикливаться только на домашнем или только на баночном питании. Если есть возможность использовать гарантированно чистые продукты – добавляйте к тому, что вы можете купить в магазине. Например, у вас есть яблоки с собственного участка, но вы не можете вырастить в Беларуси бананы. Взяли белорусское яблоко, банан из баночки, смешали – получили отличный продукт.
10. «Нельзя ходить дома босиком»
Ходить босиком и дома, и на улице (где это возможно – трава, песок, берег водоема) полезно. Правда, если у вас дома ледяной пол, и ребенок будет ходить по нему 24 часа в сутки, то, конечно, ни к чему хорошему это не приведет. Но если он побегает босиком по холодному полу, а потом наденет носочки или тапочки, то это только на пользу. Чередование воздействия тепла и холода – это проверенная закаливающая процедура, она играет важную роль в формировании правильного иммунного ответа. Когда-то в детских садах применялась отличная методика закаливания – на пол выкладывали мокрые полотенца, и дети босиком бегали по этой дорожке.