Как стимулировать речевое развитие ребёнка
Яркие впечатления и положительные эмоции играют огромную роль в формировании головного мозга. Чем больше малыш слышит вокруг себя речь, чем больше получает тактильных ощущений, тем лучше формируются связи между нервными клетками. К 4 мес. активно начинает развиваться слуховое восприятие разговорной речи, у ребёнка появляется лепет. Дальше с возрастом речь развивается и усложняется. Так как же играть с младенцем от 3 до 6 месяцев, чтобы ускорить его речевое развитие?
Предлагаем вашему вниманию первоначальный и минимальный набор игр:
гулить вместе с ребенком, повторять за малышом звуки, которые он произносит;
играть в прятки, например прикрыв свое лицо ладонями, а потом открыть и улыбнуться;
прятать под одеяло игрушку и показывать малышу, где она спрятана;
давать в руки предметы с разной фактурой: дерево, ткань, перышки, бусины и т.д;
можно привязать к деревянному колечку разные ленточки и бусины для развития мелкой моторики;
с 4 месяцев можно положить перед ним на некотором расстоянии игрушку или интересный предмет, чтобы он тянулся к ним;
в этом возрасте дети любят играть с зеркалом, можно использовать специальное детское зеркальце;
дать малышу в руки воздушный шарик;
привязать к большому кругу (хула-хупу) разные ленточки, тесьму и игрушки. Получится своеобразный развивающий центр;
читать простые детские книги с картинками;
давать малышу миску/коробку/корзинку, куда он может складывать разные предметы;
наполнить наполовину пластиковую бутылку яркими бусинами/камушками/игрушками/макаронами/помпонами/крупами, плотно закрыть и дать играть малышу;
можно положить перед малышом поднос с кинетическим песком/манкой для развития тактильных ощущений;
гимнастика на фитболе – можно делать самые простые упражнения: подпрыгивать, держа ребенка на коленях, качать его вперед-назад, “ходить” по нему ножками;
с 5 месяцев можно показывать фото близких людей, которых малыш знает;
с 6 месяцев можно начинать играть с пальчиковыми красками;
включать разные детские песенки и танцевать с малышом, для его успокоения подбирать красивую классическую музыку и колыбельные;
когда малыш поползет, можно устроить мягкие препятствия: подушки, валики, одеяла, через которые ему надо от перебраться;
сложить в небольшую корзину разные предметы (например, деревянную расческу, мягкий кубик, шуршащую обертку, кисточку, пластиковую бутылочку с крышкой) и дать малышу для изучения.
Играть нужно во время бодрствования. Смотрите крохе в глаза и “ловите эмоцию”, так Вы поймёте, что ему нравится и когда остановиться.
Логопед – дефектолог Татьяна Николаевна Лукенюк