Когда нужно «пройти» логопеда?
Очень часто мы слышим от родителей один и тот же вопрос: «Когда нужно «пройти» логопеда»?
Давайте разбираться вместе. Итак…
К 12 месяцам у ребёнка формируется активный (произносит слоги, слова, используя звуки п, б, м, н, к, г, ы, а, у, о) и пассивный (понимает до 20 слов) словарный запас.
В 2 года у всех детей звукопроизношение далеко от совершенства. Очень часто ребёнок шипящие звуки заменяет свистящими. В норме малыш использует до 300 слов, понимает и запоминает сказки. В речи появляются простые предложения.
К 3-м годам словарный запас обычно составляет до 800 слов, появляются наречия, числительные, местоимения, простые предлоги. В жизни ребёнка начинается активное словотворчество – он составляет обоснованные и последовательные предложения.
К 4,5-5 годам появляются шипящие звуки, «л», «р». Грамматический строй речи становится хорошо развитым. Ребёнок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать сложные предлоги и прилагательные. На вопросы он уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Первый повод для беспокойства у родителей должен появиться если:
– к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба»
– в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь»
– в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых
– в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания
– в 3 года малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков
– в 3 года ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
– ребенок искажает звуки: «шепелявит», «картавит».
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом, дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.
В 3 года рекомендуется запланировать первый визит к логопеду для проверки все ли хорошо с речью. В возрасте до 2 лет специалист при необходимости проводит наблюдение за голосовой и доречевой активностью. Но если после 5 лет ребенок произносит слова неправильно, то консультация логопеда требуется незамедлительно. Не исправленное или неправильное звукопроизношение может остаться на всю жизнь и часто приводит к формированию неврозов и «комплекса неполноценности».
Логопед – дефектолог Татьяна Николаевна Лукенюк