Первый раз в детский сад: как смягчить малышу адаптацию?
Осень ознаменована не только стартом учебного года: именно в эту пору многие малыши впервые идут в детский сад. Можно ли смягчить адаптацию? А снизить всплеск заболеваемости ОРВИ? Как быть, если ребенок плохо ест и отказывается спать днем? Об этом мы поговорили с педиатром, директором компании «Добрый Доктор» Александром Дечко.
С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители, когда ребенок впервые идет в детский сад?
‒ Эти проблемы можно разделить на несколько групп. Во-первых, социальная адаптация. Ребенок все время находился в семье, имел ограниченный круг общения, даже если и посещал детские площадки и развивающие центры. Детский сад – это довольно большой коллектив. Малыш оказывается в непривычной обстановке, ему приходится контактировать с большим количеством совершенно разных детей – и по характеру, и по воспитанию. Это первый опыт перехода в новый социум, и он довольно сложный.
Во-вторых, появление новых конфликтов. В семье конфликты чаще всего сглаживаются. Ребенок в семье, как правило, главный: ему помогают, потакают, успокаивают. В детском коллективе есть свои лидеры, свои герои. Впервые в жизни ребенку приходится выстраивать отношения самостоятельно. Такого опыта у него нет (если только он не из многодетной семьи), поэтому в детском саду у детей впервые формируется навык борьбы за собственную территорию, за отстаивание собственного мнения и своих интересов.
Третья группа проблем – требуемая от ребенка самостоятельность. В детском саду дети сталкиваются с тем, что множество действий им приходится совершать самим. Если этих навыков нет, то в детском саду у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией.
И еще одна группа проблем связана со здоровьем. Это вопрос адаптации иммунитета к окружающей среде. Когда ребенок идет в детский сад, он сталкивается с огромным количеством микробов, с которыми в своей семье за счет ограниченности коллектива он не встречался. Иммунитет этих микробов не знает, и поэтому организму приходится направлять все силы на то, чтобы дать им отпор. Дети начинают болеть намного чаще, и этот процесс может длиться от шести месяцев до полутора лет, пока иммунитет не научится бороться с внешней угрозой.
Правильно ли сначала приводить малыша в сад на несколько часов, на полдня?
‒ Конечно. Сразу окунуться на 6–8 часов в этот новый мир ребенку будет тяжело. Правильно сначала приводить деток только на игровую площадку, потом на какие-либо занятия, потом с утра и до обеда. Таким образом они входят в этот ритм постепенно, и когда придет время оставить малыша на целый день, то и психика, и организм в целом будут лучше подготовлены, чем если бы вы в первый же раз оставили его на весь день.
Какие навыки самообслуживания должны быть у ребенка, идущего в детский сад?
‒ Во-первых, гигиенические: ребенок должен уметь мыть руки и минимально обслужить себя в туалете. Также ‒ уметь одеваться и раздеваться, поэтому важно подобрать одежду с не очень сложной системой застегивания и шнуровки. Если дети в холодное время года приходят с улицы и долго ждут, пока им помогут, то это опасно для их здоровья. Иными словами, приучая ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, мы не только социализируем его, но и заботимся о его здоровье.
Кроме того, ребенок, который идет в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой и вилкой, самостоятельно есть, пить из чашки и из стакана, готовить спальное место, помогать убирать игрушки, готовиться к занятиям.
Правда ли, что дети гораздо быстрее учатся всему этому в саду, глядя на других?
‒ Действительно, дети, которые смотрят на окружающих, учатся намного быстрее. Но еще быстрее они учатся, когда у них уже есть фундамент, то есть базовым навыкам их обучили в семье, а шлифовка и доведение их до совершенства происходят в детском коллективе.
Как правильно подготовить ребенка к режиму дня в саду?
‒ Если есть возможность, то где-то за полгода ребенок должен начать жить примерно в том же режиме, который ему предстоит во время посещения детского сада. Я имею в виду утренний подъем, вечерний отход ко сну, завтрак, обед и ужин в одно и то же время, занятия, прогулки. Если он привыкнет к определенному ритму, то вам не придется силой будить его с утра и полусонного вести в детский сад.
Как быть, если ребенок не любит спать днем?
‒ Сложный вопрос. Здесь важны два фактора: привычка и количество ночного сна. Если ребенок ложится спать вовремя, но потом его не будят до 9–10 часов утра, то он наберет достаточное количество сна и вечером его будет трудно уложить. Очень важно вовремя ложиться вечером и рано просыпаться утром. Если добавить к этому правильную физическую нагрузку, а не сидение за планшетом или у телевизора, то ко времени дневного сна ребенок устанет.
Для детской психики, нервной системы, мозга дневной сон очень важен. Дети, которые спят днем, менее раздражительны и импульсивны, лучше приобретают различные навыки и быстрее социализируются.
Не нужно, чтобы ребенок после трех лет спал днем несколько часов: из-за этого будет сбиваться время вечернего отхода ко сну. Вполне достаточно 30–60 минут.
Как смягчить переход на «садовское» питание, особенно если ребенок малоежка?
‒ Здесь все зависит от того, насколько разнообразным был рацион питания ранее. Если дома ребенок постоянно ел одни и те же любимые блюда, то в детском саду с питанием у него будут проблемы. Задача родителя – максимально расширять рацион питания. И это важно не только для адаптации в детском саду, но и с точки зрения поступления в детский организм необходимого количества питательных веществ: минералов, витаминов и прочего.
Очень важно обеспечить детям полноценное питание: мясо, рыба, крупы, овощи, фрукты, молочные и кисломолочные продукты, выпечка. Все, что мы можем дать ребенку, должно быть в рационе. И если к тому моменту, когда он пойдет в детский сад, этот набор продуктов родители уже сформируют, то из предложенных в детском саду блюд малыш совершенно спокойно выберет то, что ему понравится.
Нужно ли беседовать с воспитателями о том, чтобы не заставляли ребенка есть насильно?
‒ Кормить насильно ребенка нельзя. Вообще, проблема чаще всего не в том, что ребенок ест мало, а в том, что он ест меньше, чем хотелось бы взрослым. Если ребенок набегался, напрыгался, он всегда что-нибудь да съест. Вопрос исключительно в том, сколько. Но это зависит от потребностей конкретного организма.
Конечно, сейчас мы говорим о физически и психически здоровом ребенке. При ряде хронических заболеваний могут быть ситуации, когда ребенка нужно уговаривать и подстраиваться под него. Но это уже вопрос лечебного питания и питания при различных заболеваниях.
Можно ли как-то снизить детскую тревожность, вызванную расставанием с родителями и стрессом от новой ситуации в целом?
‒ Да, безусловно, можно и нужно. Но это очень длительный процесс. С ребенком нужно разговаривать: объяснять, рассказывать, находить преимущества детского сада (новые друзья, новые игры и игрушки, новые занятия, «тебе там будет интересно», «тебе там будет весело», «тебя там научат»).
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка, говорить: «Если ты будешь себя плохо вести, мы тебя не заберем». Нужно действовать методом постепенной разъяснительной работы с формированием положительных установок, без угроз из серии «если ты не будешь делать вот этого, то…».
Если мы хотим, чтобы у ребенка не было тревожности, отрицательных эмоций, их нужно замещать положительными. Это не легко и не быстро, и проблема адаптации чаще всего связана не с тем, что ребенок такой, а с тем, что родителям не хватило терпения и они не нашли нужных слов.
Как снизить риск заболевания вирусными инфекциями?
‒ Предотвратить это полностью невозможно ‒ ребенок будет болеть. Другое дело, как часто и насколько серьезно: один заболеет легким насморком, а другой сляжет с высокой температурой. От чего это зависит?
Во-первых, от наследственности. Если родители не отличаются крепким здоровьем, наивно полагать, что их ребенок не будет болеть в детском саду. Хотите чтобы ваши дети были здоровы – начинайте с себя.
Во-вторых, от образа жизни. Образ жизни ребенка позволяет ему сформировать так называемую неспецифическую резистентность. Проще говоря, способность организма сопротивляться негативным факторам извне. Если ребенка все время кутали, не соблюдали тепловой режим, не занимались закаливанием, не обеспечивали адекватную физическую активность и длительные прогулки на свежем воздухе, то привыкший к тепличным условиям организм не будет готов сопротивляться резкому изменению микробной агрессии.
Заниматься здоровьем ребенка нужно с самого рождения. Воздушные ванны во время пеленания и обливания водой, чуть более прохладной, чем вода в ванночке при купании, – уже это формирует иммунитет.
Хотелось бы сказать, что вирусные инфекции (а именно они составляют 70–80% всех детских болезней) – это не катастрофа, а естественный процесс, бояться которого не нужно. Надо просто адекватно и вовремя на это реагировать. Помните, что специфический иммунитет формируется именно при встрече с микробами и проведении профилактических прививок.
Есть ли какие-либо советы, связанные с профилактикой заболевания коронавирусом?
‒ Специально для детей – нет. У нас есть три группы профилактических мероприятий, которые подходят для всех: социальное дистанцирование, мытье рук и использование средств индивидуальной защиты. Однако нужно обратить внимание, что детям до трех лет ношение масок не рекомендуется: из-за полости дыхательных путей маска создает дополнительные трудности при дыхании. Использование масок у детей до трех лет допускается по очень строгим показаниям и требует пристального внимания со стороны родителей.
Текст: Анастасия Шунто