Речевое развитие ребёнка от 2 до 6 лет
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 2-3 ГОДА
Малышу в этом возрасте интересно ВСЁ! Бесконечно задает вопросы: «Где?» «Когда?» «Почему?» «Зачем?». Начинает обращать внимание на чувства других, демонстрирует свои чувства. Говорит многословными предложениями, к 3 годам использует сложноподчинённые предложения. В речи использует личные местоимения, о себе говорит «я». Понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию: «пойди на кухню и принеси чашку». Может показывать действия на картинках: «Кто сидит?», «Кто спит?». Знает, называет и показывает четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, желтый), геометрические формы (круг, квадрат, треугольник). Составляет разрезные картинки, пазлы (из 2- 4 элементов). Играет в сюжетные игры с логической последовательностью, к 3 годам появляются элементы «ролевой игры». С удовольствие слушает, понимает, и может пересказать короткие рассказы и сказки (со зрительной опорой и без неё). Овладевает карандашом- рисует линии, неровные круги, лепит из пластилина, режет ножницами. Знает понятия «один», «два», «много», находит спрятанные предметы. Самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно ест.
Обратить внимание или обратиться к логопеду нужно, если: малыш не задаёт вопросы, не понимает просьбы; наблюдается обильное слюнотечение и постоянно открыт рот, невнятная\совсем непонятная речь.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 3-4 ГОДА
Начинается дошкольный этап, многие идут в детский сад. На протяжении этого времени в речевом развитии происходят значительные изменения, которые охватывают все стороны речи: активно развивается звукопроизношение, словарный запас, связная речь. Уже усвоены навыки произношения многих звуков, исчезает смягчение согласных и замены их на [т’], [д‘]. Появляются свистящие [с-с’], [з-з’], шипящие [ш], [ж]. Понимает и использует предложно-падежные и временные конструкции (с предлогами в,на,под,над; вчера, сегодня, утром, вечером). Повторяет короткие рассказы без зрительной опоры. Играет в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, использует предметы-заместители и может объяснить смысл игры. Умеет держать карандаш тремя пальцами, рисует горизонтальные и вертикальные линии, круги, «головоногов». Можно уже определить доминантную руку. Понимает социальные границы (в общественных местах не кричит, не берёт чужое), причинно-следственные связи действий.
Обратить внимание и обратиться к логопеду нужно, если: речь «смазана» \ «каша во рту», возникают вопросы по состоянию словаря (активного и пассивного), по звукопроизношению.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В 4-5 ЛЕТ
Речь ребёнка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию (к 5 годам словарный запас достигает 3000 слов), он начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Речевой аппарат сформирован: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов, к 5 годам могут появиться и звуки Л, Р. Формируется фонематический слух: способность узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Словообразование и словоизменение: чаще появляются прилагательные, притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Может рассказать наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Различает в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.
Обратить внимание и обратиться к логопеду нужно, если: речь «смазана»/«каша во рту», смешивает свистящие и шипящие; возникают трудности при словоизменении и словообразовании; есть запинки, чрезмерные паузы между словами; отмечаете скандирование слов, слишком быстрый или слишком медленный темп речи.
РЕЧЕВОЕ РАЗИТИЕ В 5-6 ЛЕТ
К 6 годам происходит совершенствование всех компонентов речи. Дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка и практически усваиваются все частные грамматические формы речи, формируется фонематический слух.
Старшие дошкольники умеют: * образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать относительные прилагательные и притяжательные прилагательные (белка-беличий) от существительных; * образовывать приставочные глаголы; например: ехать – уехать – переехать – объехать… * образовывать сложные слова, например: сам летит-самолёт, снег падает — снегопад; *обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных. * пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (ведро-ведёрко, ковер-коврик, варенье из сливы- сливовое, сок из ананаса — ананасовый). * образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо — уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис). * согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто). * правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо). * употребляют не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).* пересказывают рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; * составляют рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок; * составляют рассказ по сюжетной картине; рассказ-описание предмета; *дифференцирует на слух и в произношении все звуки;* определяют первый и последний звук в слове; выделяют заданный звук в словах или слогах; могут составить слово из 3 заданных звуков.
Обратить внимание и обратиться к логопеду нужно, если: словарный запас менее 3500 слов; есть запинки, чрезмерные паузы между словами; отмечаете скандирование слов, слишком быстрый или слишком медленный темп речи; ребёнок неправильно произносит звуки, заменяет/смешивает одни звуки другими, есть нечёткость речи, невыразительность; испытывает трудности различения звуков; отсутствует связная, грамматически правильная речь; «проглатывает» окончания слов; испытывает сложности с заучиванием стихов и пересказами; неверно строит предложения; часто неправильно ставит ударения.
В завершении хочу сказать: уровень речи Вашего ребёнка напрямую зависит от Вашей речевой культуры и от окружающих его значимых взрослых. То, как вы разговариваете с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет Ваша речь, зависит и качество речи Вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений), Вы заботитесь в т.ч. и о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.