Заикание (логоневроз)

Заикание (логоневроз) — это нарушение темпо-ритмической организации речи судорожного характера. Начинается, как правило, в 3,5 — 4 года (в период формирования фразовой речи). Заикание трудно коррегируется, так как имеет рецидивирующий тип течения (может вернуться в любой момент, после болезни, утомления, стресса или при прохождении возрастных кризисов развития). Важно знать, что справиться самостоятельно с заиканием невозможно!..Поэтому так важен комплексный подход в осуществлении коррекционного воздействия: это врач(невролог, психотерапевт, физиотерапевт)который назначает курс медикаментозного лечения и физиотерапевтические процедуры, логопед (учитель-дефектолог), психолог, родители ребёнка (которые выполняют рекомендации специалистов, поддерживают речевой и двигательный режим дома).

В школьном возрасте увеличивается роль самого ребёнка, это проявляется в уходе от внешнего контроля и осуществлении самоконтроля. Причины заикания — инфекции, интоксикации , травмы во время беременности и родов,в пренатальном и раннем постнатальном периоде (до 3-х лет), а также острые или длительно действующие психические травмы, перегрузки (эмоциональные, психологические, информационные), перегрузки речевым или учебным материалом, ослабление после болезни, наличие сопутствующих речевых нарушений, наследственная отягощённость по заиканию. При заикании речевые зоны мозга «сбиваются» с работы, нарушается связь коры головного мозга с подкоркой. Поэтому по своему желанию, самостоятельно перестать заикаться невозможно. Этому учат логопеды -заикологи.

Важно понимать, что логопед не лечит заикание, а учит определённым приёмам, закрепление которых приводит к формированию нового учебного навыка и, соответственно, новой привычки. Эти приёмы несложны и доступны -релаксация по контрасту с напряжением (по Э. Джекобсону), нижне- диафрагмальное дыхание (дыхание «животом»),голосоведение(фонация) — напевное, слитное произнесение, координация слова с движением, оречевление своих действий. Коррекцию заикания продуктивно начинать с 4,8 — 5 лет, когда ребёнку будет доступно понимание инструкций. С детьми дошкольного возраста правильно осуществлять коррекцию в игровой форме. В любом случае, вам понадобятся систематичность, последовательность, терпение, твёрдая вера в успех, которая передаётся ребёнку, — и всё обязательно получится!

Логопед высшей квалификационной категории Наталья Евгеньевна Буришинец.