Болен или здоров?

Что делать в ситуации, когда есть подозрение, что ребёнок заболел? Расспросите вашего ребёнка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами…

Особенно информативно это у старших детей. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».

Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребёнок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.

Обратите внимание на то, как ребёнок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.

Далее необходимо измерить температуру тела у ребёнка. Лучше всего это сделать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трёхчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной впадине. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако в такой ситуации необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35.5о С до 37 о С. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37.5 о С. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.

Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморккашельосиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.

Следующее – это осмотр кожных покровов на момент изменения из состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлость, подвижность и изменение формы суставов (то может быть признаком их травмы).

Обязательно обратите внимание на характер физиологических отправлений. Частота походов в туалет, характер стула и мочеиспусканий, признаки болезненности при отправлении физиологических потребностей, изменение цвета мочи и каловых масс – всё это имеет очень важное значение. Наличие поносов или запоров однозначно требуют консультации специалиста.

При любом подозрении на развитие болезни обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром. Постарайтесь раньше времени не начинать приём лекарств и не занимайтесь самолечение.