Этапы нервно-психического развития

здорового ребенка на 1-м году жизни:

1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на жи­воте, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не бо­лезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на не­сколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает просле­живать за движущейся игрушкой глазами.

2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном поло­жении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечно­стях становится менее напряженным, нет сопротивления при разги­бании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предме­те, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.

3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удер­живает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удержива­ет голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытя­нутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном поло­жении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступ­ный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.

4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зритель­ные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматрива­ет их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.

5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вы­тягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.

6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появля­ется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окру­жающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обо­значающие предметы и действия. Повторяет слоги.

9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более ко­ординированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собира­ет игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, лю­бимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет про­стые требования.

11-й – 12-й месяцы. Ходит у опоры, при поддержке за одну руку, крат­ковременно стоит без поддержки, начинает ходить самостоятельно. Знает схему тела, названия многих предметов, выполняет инструкции взрослых, самостоятельно ест ложкой. К году жизни ребенок произносит до 10—12 слов.