Как определить, что ребенок заболел? Как наблюдать за ребенком?
У маленьких детей есть одна особенность реакции организма на болезнь: общие признаки заболевания (симптомы) превалируют над местными признаками поражения того или иного органа или системы.
Скорее всего, маленький ребенок не расскажет, что у него начинает болеть горло, что у него кружится голова, появляется мышечная слабость и утомляемость и т.д. Дети, как правило, бегают и прыгают до тех пор, пока болезнь не расцветет бурным цветом. Именно это и нужно учитывать при оценке состояния здоровья ребенка.
Одним из частых признаков при возникновении болезни является вялость и нарушение аппетита. Здоровый ребенок весел и активен, хорошо ест. Если он не спит, то находится в состоянии «вечного движения».
Грудные дети улыбаются, гулят, у них обычно четкие чередования периодов сна и бодрствования, хороший аппетит.
Дети более старшего возраста бегают, прыгают, играют, их не удержать на одном месте и не привлечь внимание на длительное время.
Больной ребенок становится вялым, не улыбается и не играет, начинает «канючить» по любому поводу, его не интересуют новые игрушки и мультфильмы, он отказывается от любимого блюда, раньше обычного времени просится спать, спит больше обычного (но если только не переутомился накануне). Грудной ребенок начинает беспричинно плакать, отказывается от еды, не перестает плакать даже в сытом состоянии. Если это происходит без видимых и явных причин – необходимо быть бдительным. Возможно, это просто временные капризы. Быть может, у вас накануне были гости, и ребенок просто устал. Поход в цирк или театр (стадион, кино, длительные активные игры и т.д.) в более старшем возрасте могут служить источником избытка эмоций (и мы говорим – ребенок «перегулял»).
Но чаще всего эти признаки будут являться предвестниками болезни.
ИТАК, ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ КАК ОБЫЧНО.
Не спешите приставать к нему с расспросами. Конечно, ребенок пяти-шести лет и старше может сам пожаловаться на недомогание. Но даже в этом случае не пренебрегайте объективным наблюдением. В младшем возрасте дети не локализуют свои ощущения и не обладают абстрактным мышлением. Поэтому на вопрос – «где болит живот» они всегда показывают на область пупка, при вопросе «голова болит?» – отвечают «болит», а при вопросе «а может, НЕ болит?» чаще всего отвечают – «не болит».
Очень важно понять, КАК правильно наблюдать за детьми. Не воспринимайте ребенка изначально как свою улучшенную копию, не отягощайте свои наблюдения какими-то ожиданиями, основанными на собственном жизненном опыте или знаниях, почерпнутых в литературе. Не пытайтесь НАЙТИ СИМПТОМЫ болезни. Просто фиксируйте наблюдения, сопоставляя их с тем, насколько все, что вы видите, характерно для ВАШЕГО ребенка.
Помните, что опыт и привычка наблюдать за ребенком без нажима, в естественной среде, поможет развитию психоэмоциональной связи между вами – ведь вы научитесь понимать язык его жестов, поймете смысл его подсознательных реакций на окружающий мир и себя в том числе. Можно с уверенностью утверждать, что ваши родительские внимание и любовь смогут реализоваться в реальной помощи развитию вашего ребенка, и вернутся в виде его ответного понимания и содействия.
НАБЛЮДЕНИЕ – НЕПРОСТАЯ ВЕЩЬ. Оно само по себе может быть как благотворным, так и пагубным. Поскольку данная книга о здоровье ребенка, этот вопрос неправильно было бы обойти. Наблюдайте за ребенком с интересом, как за самостоятельным существом, и вы сами поменяете свое мировоззрение. Вы пройдете путь от недовольства несходством между вами (почему-то родителям кажется, что дети как-то должны оправдывать какие-то их ожидания) к радости осознания вашего родства. Это понимание ребенок обязательно воспримет, хоть и не осознанно, и уже одно это избавит его от психологического напряжения, которое является самой глубокой первопричиной возникновения очень многих расстройств, которые позже развиваются до сложных системных заболеваний.
Понаблюдайте за общим эмоциональным и двигательным состоянием ребенка. Насторожить вас должны как излишняя вялость, так и повышенная активность, переходящая в истеричное возбуждение. Расстройства сна и беспокойное поведение во сне – также явления, которые достойны дополнительного внимания.
Обратите внимание на то, как ребенок ходит, не хромает ли, как двигает руками (это может быть признаком повреждения костей, связок, суставов или мышц), как говорит и насколько быстро и точно отвечает на вопросы (это может быть связано с заболеванием нервной системы или травмой), как реагирует на прикосновение. Не пытается ли отвернуться или прикрыть глаза от яркого света.
Тревожным фактором является изменение аппетита. Если ребенок ест мало и отказывается от любимых блюд, это может быть свидетельством начала заболевания, и совсем не обязательно – со стороны органов пищеварения. Расстройства стула – это также признак не только заболеваний пищеварительного тракта. Диарея может сопровождать многие инфекционные и вирусные заболевания, а также нервные расстройства и аллергические реакции. Запоры и колики могут присутствовать при повышении температуры (при любом заболевании) или даже быть первым симптомом таких серьезных острых заболеваний как аппендицит, вирусный гепатит или внутреннее кровотечение вследствие травмы. В случае изменения характера физиологических отправлений (частота стула и мочеиспускания, цвет, состав мочи и кала), болезненности при отправлениях – следует немедленно обратиться к специалисту.
Если ребенок постоянно что-то жует, не следует радоваться его здоровому аппетиту. Это может быть реакцией на психологический дискомфорт, первым признаком нарушения работы щитовидной железы или других гормональных расстройств.
Увеличение потребления жидкости часто говорит о том, что организм ребенка пытается восполнить ее недостаток (в этом случае можно обнаружить, что ребенок потеет вследствие нервного перенапряжения, при вирусных инфекциях и т.д.). То же самое происходит при кишечных расстройствах, отравлениях или аллергических реакциях – организм пытается перебороть интоксикацию, и ребенок испытывает жажду.
Изменение вкусовых пристрастий также может свидетельствовать о недомогании. Например, отказ от любимых блюд или наоборот, желание съесть что-то, от чего он ранее отказывался. Бывает даже так, что дети тянут в рот несъедобные предметы. Общеизвестен пример, когда дети и беременные женщины едят мел – их организму не хватает кальция.
Следующее – это осмотр кожных покровов на предмет изменения их состояния и появления различных сыпей. Любые необычные изменения кожи, подкожной жировой клетчатки и слизистых оболочек обязательно необходимо показать специалисту. Обратите внимание на наличие гематом (синяков), припухлостей, ограничение подвижности и изменение формы суставов (это может быть признаком их травматического повреждения).
Расспросите вашего ребенка – как он себя чувствует, не падал ли накануне, не ударялся ли головой, не принимал каких-либо таблеток, не угощал ли его кто-то необычными конфетами или продуктами. Особенно информативно это у старших детей. Обязательно проводите расспрос в доверительном тоне, не повышая голоса, объясните, что не надо ничего бояться. Иначе испугавшись, ребенок забудет или просто испугается рассказать вам что-то важное.
Если у вас появилось подозрение, что ребенок нездоров, необходимо измерить температуру телау ребенка. Повышенная температура тела – это чаще всего встречающийся признак самых различных инфекционных заболеваний. Лучше всего это делать несколько раз за день с интервалами примерно в три часа (так называемая трехчасовая термометрия). Это позволит уловить даже кратковременные и незначительные колебания температуры тела. Температуру тела лучше всего измерять ртутным термометром в подмышечной области. У грудных детей возможно использование электронных термометров, однако необходимо очень точно следовать инструкции по его эксплуатации и повторить измерение несколько раз подряд. Нормальной считается температура тела от 35,5 оС до 37 оС. У детей в возрасте до 3-х лет температура тела может в норме периодически повышаться и до 37,5 оС. Любое, даже кратковременное повышение температуры тела свыше установленных пределов необходимо расценивать как гипертермию, т.е. проявление болезни.
Необходимо обратить внимание на появление или усиление различных катаральных явлений, таких как насморк, кашель, осиплость голоса. Дети, которые посещают детский сад, довольно часто имеют это проявления, поэтому необходимо оценить не только их наличие, но и интенсивность.
Все свои наблюдения необходимо как-то зафиксировать, чтобы ничего не упустить при осмотре у врача. Каждая деталь может иметь значение, поэтому лучше не надейтесь на память – запишите или пометьте как-то все, что вызвало у вас беспокойство. Вы ведь можете что-то забыть, что-то посчитать несущественным или просто забыть рассказать, переключив внимание на что-то во время приема.
О необходимости же обращения к врачу – педиатру, а затем, если нужно, к узкому специалисту – мы будем напоминать постоянно.