Развитие новорождённого на первом году жизни.
Средний вес новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г при нормальном сроке беременности в 38–40 недель. Рост ребенка при этом обычно от 46 до 56 см.
Ребенок массой меньше 3 000 считается маловесным, а при массе свыше 4000 г – крупным. Мальчики по статистике, обычно на 100–300 г тяжелее, чем девочки.
В первые несколько суток происходит так называемая физиологическая убыль массы тела. У здорового и доношенного ребенка она может составлять до 10 % массы тела при рождении. Происходит это вследствие большой потери жидкости ребенком через кожу и при дыхании при недостаточном поступлении жидкости внутрь. Однако, при правильном уходе и вскармливании, уже к 5–7 дню масса тела полностью восстанавливается.
В дальнейшем нарастание массы тела в течение года происходит по следующей схеме:
1-й месяц 600 г;
2–3 месяцы – по 800 г;
каждый последующий на 50 г меньше, чем предыдущий (750; 700; 650 и т.д.).
Вы можете сверить данные с таблицей, приведенной ниже. По ней можно легко вычислить рост и вес ребенка.
Возраст, мес | Нормальная прибавка в весе за месяц, г | Нормальная прибавка в весе за истекший период, г | Нормальная прибавка роста за месяц, см | Нормальная прибавка роста за истекший период, см |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | 600
800 800 750 700 650 600 550 500 450 400 350 | 600
1400 2200 2950 3650 4300 4900 5450 5950 6400 6800 | 3
3 2,5 2,5 2 2 2 2 1,5 1,5 1,5 1,5 | 3
6 8,5 11 13 15 17 19 20,5 22 23,5 25 |
Характерно, что и дети, рожденные с большим весом, и дети, вес которых при рождении был ниже нормы (включая недоношенных), если ребенок здоров, обычно через 4–5 месяцев примерно сравнивается.
Конечно, наследственность имеет значение, и если малыш унаследовал высокий рост от родителей – естественно, он может быть немного выше сверстников. Но это, как и обратный процесс, не говорит ничего о том, каким вырастет ребенок. Дети растут и развиваются неравномерно.
Развитие детей по месяцам
В первый год жизни каждый ребенок получает определенные навыки и развивает умения, которые происходят примерно одинаково у всех.
Как должен развиваться ребенок?
1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на животе, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не болезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на несколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает прослеживать за движущейся игрушкой глазами.
2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном положении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечностях становится менее напряженным, нет сопротивления при разгибании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предмете, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.
3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удерживает голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытянутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном положении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.
4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматривает их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.
5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.
6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появляется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окружающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обозначающие предметы и действия. Повторяет слоги.
9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более координированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собирает игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, любимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет простые требования, понимает запреты, сознательно пользуется горшком.
11-й – 12-й месяцы. Ходит у опоры, при поддержке за одну руку, кратковременно стоит без поддержки, начинает ходить самостоятельно. Знает схему тела, названия многих предметов, выполняет инструкции взрослых, самостоятельно ест ложкой. К году жизни ребенок произносит до 10—12 слов.