Развитие новорождённого на первом году жизни.

Средний вес новорожденного ребенка колеблется от 3000 до 4000 г при нормальном сроке беременности в 38–40 недель. Рост ребенка при этом обычно от 46 до 56 см.

Ребенок массой меньше 3 000 считается маловесным, а при массе свыше 4000 г – крупным. Мальчики по статистике, обычно на 100–300 г тяжелее, чем девочки.

В первые несколько суток происходит так называемая физиологическая убыль массы тела. У здорового и доношенного ребенка она может составлять до 10 % массы тела при рождении. Происходит это вследствие большой потери жидкости ребенком через кожу и при дыхании при недостаточном поступлении жидкости внутрь. Однако, при правильном уходе и вскармливании, уже к 5–7 дню масса тела полностью восстанавливается.

В дальнейшем нарастание массы тела в течение года происходит по следующей схеме:

1-й месяц 600 г;

2–3 месяцы – по 800 г;

каждый последующий на 50 г меньше, чем предыдущий (750; 700; 650 и т.д.).

Вы можете сверить данные с таблицей, приведенной ниже. По ней можно легко вычислить рост и вес ребенка.

Возраст, месНормальная прибавка в весе за месяц, гНормальная прибавка в весе за истекший период, гНормальная прибавка роста за месяц, смНормальная прибавка роста за истекший период, см
1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

600

 

800

800

750

700

650

600

550

500

450

400

350

600

 

1400

2200

2950

3650

4300

4900

5450

5950

6400

6800

3

 

3

2,5

2,5

2

2

2

2

1,5

1,5

1,5

1,5

3

 

6

8,5

11

13

15

17

19

20,5

22

23,5

25

Характерно, что и дети, рожденные с большим весом, и дети, вес которых при рождении был ниже нормы (включая недоношенных), если ребенок здоров, обычно через 4–5 месяцев примерно сравнивается.

Конечно, наследственность имеет значение, и если малыш унаследовал высокий рост от родителей – естественно, он может быть немного выше сверстников. Но это, как и обратный процесс, не говорит ничего о том, каким вырастет ребенок. Дети растут и развиваются неравномерно.

 

Развитие детей по месяцам

В первый год жизни каждый ребенок получает определенные навыки и развивает умения, которые происходят примерно одинаково у всех.

Как должен развиваться ребенок?

1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на жи­воте, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не бо­лезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на не­сколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает просле­живать за движущейся игрушкой глазами.

2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном поло­жении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечно­стях становится менее напряженным, нет сопротивления при разги­бании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предме­те, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.

3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удер­живает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удержива­ет голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытя­нутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном поло­жении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступ­ный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.

 

4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зритель­ные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматрива­ет их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.

5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вы­тягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.

6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появля­ется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окру­жающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обо­значающие предметы и действия. Повторяет слоги.

9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более ко­ординированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собира­ет игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, лю­бимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет про­стые требования, понимает запреты, сознательно пользуется горшком.

11-й – 12-й месяцы. Ходит у опоры, при поддержке за одну руку, крат­ковременно стоит без поддержки, начинает ходить самостоятельно. Знает схему тела, названия многих предметов, выполняет инструкции взрослых, самостоятельно ест ложкой. К году жизни ребенок произносит до 10—12 слов.