Развитие речи у детей

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим ми­ром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью,

а формиру­ется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое разви­тие и дает образец речи. Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии у таких детей нередко сопровожда­ется и общим отставанием в развитии, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у них могут быть совер­шенно нормальными.

Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует раз­витию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

В любом возрасте нарушения речи ограничивают познаватель­ную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном развитии. При этом характер поведения не соответствует возрастным нормам, что затрудняет общение со сверстниками.

Дети отличаются друг от друга по срокам развития как фонема­тического восприятия, так и формирования моторики речевого ап­парата. Для своевременной и точной диагностики речевых наруше­ний у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Появились вопросы к детскому неврологу?
Звоните: +375 (29) 333-88-77
с 9.00 до 18.00 без выходных

Первый год жизни ребенка является периодом доречевого развития. Уже с момента рождения ребенок кричит и плачет и именно этими сигналами малыш сообщает о своем настроении и состоянии. Каждая мама знает интонацию и модуляцию голоса своего ребёнка без труда понимая, когда ему хорошо, а когда он го­лоден или болен. Не следует забывать, что во время крика и плача происходит тренировка речевого аппарата.

Уже на первом месяце жизни ребенок сосредотачивается, когда мама наклоня­ется и ласково разговаривает с ним, он перестает пла­кать и как бы прислушивается к речи матери, успокаивается, когда слышит колыбельную песню. С 1,5-2 месяцев он начинает улыбаться, а к 3 месяцам появляется смех. Именно в этот период мать замечает, что чем чаще она обращается к ребенку, тем чаще она слышит от него вначале отдельные гортанные звуки (начальное гуление), а затем протяжные гласные звуки (певучее гуление).

К 5-6-му месяцу жизни характер звуков усложняется. Появляются их сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент про­изнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек, что вызывает у него чувство радости от возможности собственного звукообразования. Затем гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки — лепет. К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различ­ные действия с предметами и игрушками. В этом возрасте ребенок открывает для себя «шёпот». При шептании он выражает звуки тихим голосом. Он начинает сам различать силу звука своих выражений и играть с этим. Обычно во время этой фазы развития ребенок постоянно тренирует уже известные звуковые выражения и их комбинации. В 9 месяцев дети демонстрируют понимание обращенной речи, реагируют на свое имя, воспринимают некоторые словесные инст­рукции и отвечают на них действием, радостно поворачиваются к своим и напугано отворачиваются от чужих. Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребенку нравится повторять за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил. Он хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жеста­ми. Однако необходимо помнить, что в этот период ребенок не всегда стремится показать свои успехи, он может испуганно реагировать на незнакомую обстановку и может быть сдержан в выражении звуков.

Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо го­ворящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Эти жесты он употребляет как ответ на некото­рые вопросы взрослого. Слоги, входящие в лепет, становятся со­ставными частями слов: ма-ма-ма — “мама”. У ребенка вырабатыва­ется речевая реакция при виде определенного предмета. Одновремен­но с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый инте­рес — рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси », «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит под­готовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи, формируется импрессивная речь.Сначала малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а ино­гда и большего количества слов, которые имеют конкретное значение. На этом доречевой период заканчива­ется.

На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, то есть формируется экспрессивная речьОднако активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи, поэтому количество слов, которые ребенок пони­мает (пассивный словарь), больше количества слов, которые он мо­жет произнести (активный словарь). Таким образом, важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколь­ко понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную речь, узнавать названия многих вещей и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции.

Появление первых осмысленных и членораздельных слов явля­ется важной вехой в развитии ребенка. Теперь дети могут строить однословные, а к полутора-двум годам — и двусловные предложе­ния, стараясь сообщить в них то, что взрослые передают с помо­щью полных предложений. Однословные предложения появляются у годовалых детей, когда они хотят назвать то, что видят в окружа­ющем мире, или выразить какие-то свои желания. Соответственно, однословные предложения состоят из существительных или глаго­лов.

Хотя девочки в среднем начина­ют говорить раньше мальчиков, различия между ними стираются в возрасте старше двух лет. К двум годам активный словарь у нор­мально развивающихся детей насчитывает 250-300 слов. Быстрое увеличение запаса слов не позволяет ребенку уточнять произноше­ние каждого слова, поэтому нередко отдельные звуки и слова про­износятся неправильно. Чем младше ребенок, тем меньше он способен анализировать свое произношение. Кроме того, детей боль­ше привлекает содержание речи, ее интонация и выразительность. Поэтому недостатков произношения они не замечают.

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения, увеличивается словарный запас, слова приобретают обобщающее значение.

В возрасте от двух до трёх лет словарный запас детей быстро увеличивается, достигая к трем годам 800-1000 слов. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с раз­личными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Развивается мышление, способность к обобщению. Однако понимание обобщенных значений слов пока развито недостаточно. Ребенок шире пользуется глаголами и прилагательными. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный за­пас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неоди­наковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправиль­ное звукопроизношение.

К четырём годам словарный запас детей увеличивается примерно до 2000 слов. Произносимые слова имеют более точное значение. Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произ­ношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

Трехлетние дети говорят короткими фра­зами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4-х). Во фразо­вой речи можно отметить некоторые несовершенства: неправиль­ный порядок слов, ошибки в согласовании слов.

К пяти годам запас слов у ребенка составляет не менее 2500-3000. Значения слов еще больше уточняются и обогащаются. Но дети еще могут неверно понимать или использовать слова. Вместе с тем такое образование слов по аналогии свидетельствует о том, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе фор­мируется чувство языка.

В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчинен­ных предложений. Высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопро­сы включают в себя все большее количество предложений.

К четырем-пяти годам исчезают все возраст­ные неправильности произношения. Это происходит за счет значительного совершенствования способности к восприятию и произ­ношению звуков. Исчезают смягченное произношение согласных, большинство звуков произносится правильно и четко, исчезают за­мены шипящих и свистящих звуков.

На шестом году в словаре ребенка уже пред­ставлены обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В про­цессе употребления слов совершенствуется их произношение. В ре­чи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные труд­ные и малознакомые слова (например, «экскаватор»).

К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. В их речи возрастает количество простых распространенных и слож­ных предложений. При оформлении фразы используются все ос­новные части речи. Без дополнительных вопросов они составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетель­ствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – мо­нологической речью.

Таким образом, в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии нарушений со стороны речевого аппарата ребенок к ше­сти годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Появились вопросы к логопеду?
Звоните: +375 (29) 317-88-77
с 9.00 до 19.00 в будни и с с 9.00 до 17.00 в субботу и воскресенье