Ребёнок сосёт губу. Это просто вредная привычка?

Сосание губы – это вредная привычка, а если сказать точнее, это итог того дискомфортного состояния в котором пребывает ребенок. Психотравмирующая ситуация заставляет организм малыша искать пути защиты и «ухода в себя», варианты успокоения и снятия негативных переживаний.

Упрекать, стыдить и тем более ругать ребенка за то, что его защитные рефлексы сработали именно таким образом и вместо того, чтобы грызть ногти он обратил внимание на губу, ни в коем случае нельзя, ведь это может лишь усугубить ситуацию. Одновременно с этим в то самое время как длительность происходящего говорит о серьезности проблемы, временный отказ от вредной привычки можно воспринимать как свет в окошке. Те несколько месяцев, когда губа перестала быть объектом «спасения», были комфортными для ребенка, его ничего не беспокоило и он был в согласии с окружающим миром. Что же происходило в эти несколько спасительных месяцев? Может быть вы уезжали на дачу? А может быть мамочка была в отпуске и все свое время посвящала ребенку: много играла с ним, читала книжки, разговаривала, спрашивала о том, что он чувствует и думает по какому-либо поводу? Вспомните, т.к. ключ к вашему правильному поведению спрятан именно там. Сейчас это чрезвычайно важно прежде всего потому, что спустя время привычка опять вернулась! Что произошло с ребенком после этого периода? Возможно его отдали в садик? Вы говорите о том, что ваш сыночек любит общаться с детками, но садик это гораздо больше, чем просто сборище детишек. В садике необходимо слышать и слушать в принципе малознакомого человека, который только со временем может стать для ребенка товарищем по игре или даже другом; заниматься и выполнять ряд обязательных манипуляций даже если тебе этого не хочется (например, все идут на улицу, все ложатся спать, все идут на физкультуру и т.д.). Понятно, что присутствовать с малышом в садике все время вы просто не в силах, но вот прояснить ситуацию можно и путей в этом случае целых два. Во-первых, расспросите подробнее воспитательницу, возможно у вашего мальчишечки что-то не получается, в то время как большинство других деток уже справляются с задачей. Попросите педагога, понаблюдать за вашим ребенком, возможно это позволит сделать новые открытия в характере ребенка и разобраться в его сложном психологическом состоянии, что несомненно важно как для мамочки и семьи, так и для воспитательницы и коллектива детсадовской группы. Во-вторых, почаще общайтесь с ребенком, проявляйте интерес не только к тому спал ли, ел ли он в саду, но и к тому, что ел, съел первым и его похвалили или облил рубашечку и расстроился, вкусно ли ему было, что ему больше понравилось, удобно ли ему было спать или его кто-то отвлекал, а может быть ему совсем не нравится место на котором он спит и т.д. В то время, как малыш будет рассказывать вам, как прошел его день в саду, вы сможете подметить и то, какие чувства он испытывал в том или ином случае, которые возможно дадут ключик разгадке второго «сезона» сосания губы. Знание причин возникновения вредной привычки повысит эффективность медикаментозного лечения, которое вполне возможно может понадобится малышу. Однако, не стоит пугаться, ведь за грозным словом медикаменты в данном случае будет скрываться индивидуально подобранный врачом-неврологом комплекс из аминокислот, витаминов и микроэлементов, недостаток которых в организме может приводит даже к депрессивным состояниям. Кроме этого, для повышения вероятность успешного избавления от привычки желательно обеспечить ребенку щадящий охранительный режим, который подразумевает под собой не только полноценное питание, разумную психо-физическую нагрузку и здоровый сон. Ребенка необходимо оградить от лицезрения ссор и домашних разборок, но не выводя его в другую комнату, а найдя консенсус в семье, общаться с малышом повернувшись к нему лицом и только с позиции равного и не сверху вниз, а присаживаясь на корточки или усаживая ребенка к себе на колени (можно взять на руки), не говорить более 3-х раз в сутки слово «нельзя». При этом запреты должны быть четкими и обоснованными, для того чтобы ребенок понял суть происходящего желательно объяснить подробно смысл каждого «нельзя». Кроме этого, не менее чем на месяц стоит оградить ребенка и всю семью (по крайней мере в присутствии малыша) от просмотра телевизора и компьютерных игр, ни в коем случае не ущемляя его интересов достоинства, а действуя по принципу «не смотрим все вместе». Более подробные рекомендации вы и ваш малыш сможете получить только на приеме у врача (невролог, психолог, психиатр), визит к которому откладывать не стоит.

 

 

Ясинская Л. И., врач-невролог, кандидат медицинских наук,

доцент кафедры нервных и нейрохирургических болезней БГМУ.