Речевое развитие детей до года

К 2-3 месяцам у ребёнка появляется «комплекс оживления» при общении со взрослыми, улыбка и гуление: произношение отдельных звуков «а-а-а, о-о-о, м-м-м». Кстати, все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой они относятся.
В 4 месяца уже дифференцированный «комплекс оживления»: разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
В 5 месяцев отмечается дифференциация направления звука: ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки, певучее гуление.
К 6 месяцам появляется лепет, ребёнок активно начинает произносить отдельные слоги «па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма», но это ещё не слова.
К 7 месяцам появляется готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку. Малыш понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, дай ручку, нельзя и т.п.).
В 8 месяцев ребёнок реагирует на незнакомое лицо. Лепет т сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: «ба-ба», «па-па». Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами.
В 9 месяцев добавляем жесты: пока, дай. Можно играть в «Ладушки», «Ку-Ку».
10 месяцев: ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
11 месяцев: использует 3-4 «лепетных слова», понимает простую инструкцию: дай мяч, иди к маме, дополняемую жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых, выражает эмоции звуками. Появляются двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут; реагирует на имя. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется.
К концу первого года появляются первые слова: «мама, папа, баба», звукоподражания: «ав, би-би, ту-ту», произносит звуки: м,н,п,б,г,к. Количество слов может варьироваться от 2 до 10 . С появление первых слов начинается этап развития активной речи. В этот период ребёнок повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. Малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?»). Понимает слово «НЕТ». Хорошо слышит и различает много звуков, реагирует на тон разговора. Узнаёт свою игрушку, следит взглядом за падающими предметами, движущимся человеком. Использует указательный жест, «пинцетный захват»: может брать предметы большим и указательным пальцами. Самостоятельно ползает, уверенно сидит на стуле, поднимается и стоит, удерживаясь за опору. Сам кушает твёрдую пищу, может облизывать ложку, пьёт из чашки.
К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание: если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба», не реагирует на звуки, не фокусирует взгляд.