«Не хочу, не буду!» Как сформировать у ребенка правильное пищевое поведение?

Недавно в новостях писали о том, что девочка на протяжении десяти лет не ела ничего, кроме куриных наггетсов. Ее мама забила тревогу только сейчас. Как возникают такие ситуации и чем они опасны? Как быть, если ребенок плохо ест? Можно ли его заставлять?

Что такое правильное пищевое поведение?

Пищевое поведение у каждого свое, и вряд ли его можно назвать «правильным» и «неправильным». В зависимости от множества факторов — возраста, пола, места жительства — люди употребляют в пищу самые разные продукты. Что для одного будет привычным и правильным, для другого — экзотикой. 

Корректнее говорить «рациональное пищевое поведение» — то, которое удовлетворяет все потребности организма в белках, жирах, углеводах, минералах и витаминах, а также в клетчатке и воде.

Как правильно его сформировать?

Начинать нужно с себя — научиться питаться разнообразно и сбалансированно. Тогда и ребенок, подражая взрослым, без особых усилий сам сформирует эту доминанту. Потому что обучение в раннем возрасте происходит именно через подражание.

Если мама и папа завтракают наггетсами, а ужинают картошкой фри, запивая все это сладкой газировкой, вряд ли они смогут научить ребенка употреблять рациональную пищу. 

Очень важно в раннем возрасте предлагать ребенку как можно больше разных продуктов, чтобы он попробовал разные вкусы (разумеется, в свое время). Вкусовые рецепторы воспитываются точно так же, как и музыкальные предпочтения, любовь к живописи и чтению — то есть это все привычки, заложенные с детства. 

Если в детстве у ребенка не было возможности попробовать все разнообразие продуктов, то нельзя в последующем требовать, чтобы он ел все. Так не бывает. 

Не менее важно уделять внимание формированию привычки пить достаточное количество обычной питьевой воды.

Нужен ли ребенку режим питания или лучше кормить по запросу?

Если мы говорим про грудного ребенка, то в первые месяцы мы кормим его по требованию. И обычно к трем месяцам малыш сам выстраивает себе режим. Но если речь про более взрослого ребенка, который привязан к организованному детскому коллективу, и к восьми утра идет в детский сад или школу, то мы никак не можем кормить его по требованию.

Детям необходим режим питания. Безусловно, ребенку можно дать что-то «по требованию» — в виде перекуса, но, тем не менее, завтрак, обед, полдник и ужин обязательны.

Это не означает, что вся страна должна обедать ровно в 13.00. Например, один ребенок ходит в детский сад, из-за чего он завтракает в 7 утра. А другой — не ходит и спит подольше. Естественно, что завтракает позже, например, в 9 утра. Но он должен завтракать в 9 утра каждый день. Почему? 

За чувство голода и насыщения отвечает гипоталамус, рецепторы которого реагируют на изменение уровня глюкозы. И если мы не поели, уровень сахара в крови падает, рецепторы включаются, подают сигнал головному мозгу, который говорит нам: «Хочу есть». 

Сигнал о чувстве голода возникает довольно быстро, это знают те, кто всегда питается в одно и то же время — за 10–15 минут до привычного времени приема пищи возникает ощущение голода. Именно поэтому важно принимать пищу всегда в одно и то же время — организму нужно подготовиться к этому процессу: начать выделять пищеварительные соки и ферменты, чтобы не пришлось тратить много сил для переваривания пищи.

А вот сигнал о насыщении приходит через эти же рецепторы, но с опозданием. Пищу мы должны прожевать, проглотить, она должна пройти через определенный участок желудочно-кишечного тракта. Там должны включиться ферменты и пищеварительные соки, которые измельчат пищу до молекул, после чего она должна всосаться в кровь. И только после этого рецепторы дадут мозгу сигнал, что уровень сахара повысился. 

Именно с этим и связана популярная фраза о том, что из-за стола нужно вставать с легким чувством голода. Если наш прием пищи занял 10–15 минут, то организм не успеет подать мозгу сигнал, нам кажется, что мы можем/хотим еще что-то съесть, и в результате мы получаем переедание. Именно поэтому важно тщательно пережевывать пищу и не спешить. 

Что делать, если ребенок отказывается есть?

Нужно понять, из-за чего это происходит. Если он болеет и мало двигается, естественно, у него не будет аппетита. Если недавно он съел что-то сладкое, естественно, у него не будет аппетита. То есть сначала ищем причину, и тогда мы будем понимать, как на это реагировать. 

Если ребенок постоянно перекусывает, тем самым перебивая себе аппетит, то мы будем снижать количество перекусов, стараясь, чтобы к обеду и ужину он проголодался. Если ребенок просто «нехочуха» и капризничает, то надо искать психологический подход и договариваться.

Особое внимание следует обратить на детей в переходном возрасте. К сожалению, подростки, особенно девочки, не редко сталкиваются с анорексией — расстройством пищевого поведения, при котором человек практически перестает есть, зацикливаясь на своем весе. И здесь необходим абсолютно иной подход — работа с психологами и психиатрами.

Действительно ли существуют дети-«малоежки»?

Да, такое понятие действительно существует. С одной стороны, ребенок очень мало ест, у него полностью отсутствует интерес к еде, но с другой — его организм абсолютно нормально растет и развивается. 

Не нужно путать «малоежек» с гипотрофиками, которые мало едят, и при этом они очень маленькие и худенькие, у них дефицит подкожной жировой клетчатки, мышечной массы и роста. «Малоежки» же антропометрически пропорциональны. Но истинные «малоежки» — это очень редкие ситуации. Чаще всего за этим скрываются другие ситуации.

Когда нужна консультация врача?

Чаще всего жалобы на то, что ребенок мало ест, связаны с тем, что он ест меньше, чем хотелось бы родителям. Для того чтобы оценить адекватность поступления в детский организм питательных веществ, надо посмотреть на его развитие: соотношение роста и веса, как он развивается относительно возраста, в норме ли так называемые гомеостатические константы (уровень гемоглобина и др.). Важна также и его активность.

Итак, если антропометрические данные ребенка соответствуют возрасту, в его анализах нет никаких изменений, он бодр, активен и весен, то он получает ровно столько, сколько ему нужно для нормальной жизнедеятельности. Если родителям хочется чтобы ребенок ел больше, то проблема не в ребенке, а в родителях.

Но если мы видим, что ребенок отстает в развитии, что есть проблемы с анализами, что он сидит, когда его сверстники бегают, и при этом он плохо ест, вот тут действительно есть повод посоветоваться с педиатром.

А если ребенок дома ест хорошо, а в саду и школе отказывается?

Это очень частая ситуация. Если в детском рационе ограниченный набор продуктов, то, скорее всего, у него будут проблемы с едой в организованных детских коллективах. Поэтому так важно, чтобы к тому времени, когда ребенку предстоит идти в детский сад и школу, у него не было проблем с разнообразием блюд и продуктов.

Если ребенок проводит весь день в школе на голодный желудок, то это путь к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Поэтому если никак не получается уговорить ребенка питаться в школе, значит надо подумать о том, как организовать ему ссобойки. Но также сформированные правильно.

Можно ли заставлять ребенка есть?

Нельзя насильно кормить психически здорового человека — ни ребенка, ни взрослого. Если ребенок проголодался, он поест сам. Но для этого нужно чтобы он находился в состоянии комфорта. А чаще всего как раз детский сад и школа с их насильственным кормлением формирует у детей негативное отношение к еде в детских учреждениях. Проблема в том, что к ребенку не смогли найти подход — ни в педагогическом плане, ни в кулинарном.

Безусловно, невозможно каждому готовить индивидуально и еда в садах и школах — это не мишленовский ресторан. Но договариваться с детьми все-таки надо. И ключевое слово здесь именно «договариваться», а не «заставлять». Потому что насильственное кормление может привести к формированию обратного рефлекса — ребенок просто рефлекторно, психологически будет отказываться от всего, что будут предлагать ему в саду и школе.

Бывают и обратные ситуации — дети, которые плохо едят дома, в организованных коллективах едят лучше. Связано это с тем, что они смотрят, как все дети вокруг едят, и по принципу подражания кушают вместе со всеми — это как элемент командной игры, своеобразная психотерапия. Но ребенок даже в такой ситуации не будет есть ту еду, которая ему не нравится и которую он не хочет, — он выберет лишь что-то из предложенного. 

Каких продуктов лучше избегать в детском рационе?

Это зависит от возраста ребенка. В раннем возрасте, когда мы начинаем вводить прикорм, нужно избегать потенциальных аллергенов и экзотических продуктов, не свойственных нашему питанию. 

В более старшем возрасте важно помнить о вреде чрезмерного употребления сладкого — мы знаем, что дети садовского возраста могут есть его бесконечно. В подростковом возрасте дети более тяготеют к фаст-фуду — им также нельзя злоупотреблять.

Ограничения в детском питании должны относиться только к объему пищи (достаточные порции) и к так называемым вредным продуктам. Все остальное обязательно должно присутствовать в детском рационе — никакое вегетарианство, веганство, сыроедение и прочее в детском питании недопустимо.

Обязательна ли три раза в день «нормальная еда», или яблоко — это тоже еда?

Понятие «нормальная еда» в разных странах разная. Например, не везде едят супы. Поэтому если мы исходим из нашего региона, то «первое, второе и компот» — это больше данность традициям. Главное, чтобы ребенок во время пищи получал все необходимые вещества, а в каком виде это будет — овощной суп или овощной салат, непринципиально. И яблоко тоже вполне в состоянии заменить овощной салат. 

Другое дело, что весь день не должен состоять из сплошных перекусов — теплая термически обработанная пища в рационе также обязательна.

Правильное питание с точки зрения психологии

Комментарий психолога Ольга Дрило

  • Если ребенка заставлять есть тогда, когда он не хочет, то он теряет чувство голода, а в будущем испытывает сложности с границами собственного тела. С большой долей вероятности в подростковом и взрослом возрасте он столкнется с расстройством пищевого поведения, что чревато либо избыточным весом, либо, наоборот, болезненной худобой.
  • В кормлении ребенка нельзя использовать приемы отвлечения, когда в одной руке родитель держит игрушку, а другой насильно засовывает малышу ложку в рот. Это пищевое насилие.
  • Прием пищи ни в коем случае не должен сопровождаться системой вознаграждений и наказаний. Во взрослой жизни это и вовсе приводит к перееданию.
  • Недопустима установка «я ем — я хорошо, я не ем — я плохой». Это попытка встроить естественный процесс приема пищи в систему каких-то ценностей.
  • Чтобы ребенок и правда понял, что эта еда ему не нравится, ему нужно предложить ее больше одного раза.
  • Когда ребенок развивается, он реагирует на формы, цвета, необычные вещи. Сегодня в интернете можно найти советы из серии «333 способа сервировать детскую тарелку». Всевозможные мишки, котики и елочки, сделанные из продуктов, помогут превратить прием пищи в интересное занятие без насилия и манипуляций.
  • Здоровое отношение с едой — это когда ребенок ест суп, рядом стоит тарелка с шоколадным печеньем, и она его совершенно не беспокоит.