Речевое развитие от года до двух лет

Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к полутора годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов.

В 2 года малыш уже использует до 300 слов, включая слова на «своём языке»; использует звуки: о, а, у, и, н, т, д, к, г, х, в, ф. Характерна общая смягчённость речи. Шипящие звуки часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок». Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу. В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Выражает свои желания словом, на вопрос «хочешь…?» отвечает «да\нет». Понимает смысл просьб в рамках знакомой бытовой ситуации. Называет себя по имени, показывает части тела, предметы, животных. Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает. Малыш говорит короткими фразами и простыми предложениями. Но, в отличие от взрослой речи, в них много грамматических ошибок. Поток речи ребёнка имеет прерывистый характер, поскольку малыш ищет слова и способы выразить своё сообщение. Желание ребёнка общаться может превосходить объём его речи, что иногда приводит его к своего рода запинкам. Как и повторение слов, характерное для данного возраста, такие запинки на отдельных словах обычно проходят бесследно, если взрослые или насмешливые дети постарше не обратят это в проблему. Малыш инициирует совместные игры со взрослым. Удерживает зрительное внимание на построении башенок из кубиков (4-6 элементов), сам строит башенку из 2-3 кубиков. Играя с куклой, укладывает спать, кормит; играя с машинкой, катает, возит, чинит.

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся: *если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».

*когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.