Влияние массажа на нервно-психическое развитие ребенка
Особенностью нервной системы новорожденного является ее относительная морфологическая и функциональная незрелость. Психомоторное развитие ребенка раннего возраста происходит на фоне созревания морфологических структур головного и спинного мозга в процессе взаимодействия организма с внешней средой.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.
Функциональное развитие мышц идет сверху вниз несколько неравномерно. Вначале формируется координация мышц глаз (фиксация взора), затем движения шейных мышц – ребенок начинает держать голову. После этого начинают развиваться координированные движения рук, и только затем – общие движения по сохранению положения тела, его перемещению, поворотам, ползанию, вставанию, ходьбе. Для нормального развития мускулатуры и всего двигательного аппарата необходима организация рационального режима, воспитания, физических упражнений, соответствующих возрасту ребенка.
Об уровне нервно-психического развития ребенка можно судить по развитию его моторики. На 2–3-й нед жизни ребенок фиксирует взгляд на ярком предмете, следит за высоко поднятой яркой игрушкой. К 1,5-месячному возрасту начинает держать голову, производит координированные движения рук (приближает руки к глазам, носу, разглядывает их). С 3 мес ребенок ощупывает руки, перебирает руками одеяло, пеленки. С 5 мес берет предметы, но затрачивает при этом много лишних движений, и только к 7–8 мес появляется координация двигательного и зрительного анализаторов. На 4–5-м мес совершенствуется координация движений мышц спины, ребенок переворачивается со спины на живот, на 5–6-м мес – с живота на спину. После 6 мес ребенок начинает сидеть. В 7–8 мес устанавливается ползание. В 8–9 мес ребенок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль опоры. К году делает самостоятельно первые шаги.
Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического
развития детей. Крепкий, физически полноценный малыш не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.
Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют, что проводящие пути кожного анализатора созревают раньше всех других (зрительного, слухового) и готовы уже к рождению. Поэтому ребенок первых месяцев жизни наиболее доступен воздействию через кожу; прикосновение вызывает не только эмоциональные, но и определенные двигательные реакции. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи с чем улучшается ее основная функция — контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. Поглаживание, легкое похлопывание по щечке вызывает у младенца улыбку уже в первые дни жизни, когда другие раздражители: зрительный (улыбка взрослого) и слуховой (ласковый разговор), еще не всегда способны ее стимулировать.
Даже легкий оздоровительный массаж улучшает кровоснабжение, питание мышечных тканей и кожи, доставку кислорода к тканям и венозный отток, улучшает лимфоток.
Он нормализует работу кишечника, способствует отхождению газов, которые так часто мучают младенцев в силу несовершенства их желудочно-кишечной системы.
Массаж нормализует мышечный тонус, стимулирует прохождение нервного импульса от периферии к центру и обратно.
Во время массажа происходит закаливание организма: малыша раздели, раскрыли, он лежит голенький.
Массаж помогает становлению биоритмов: у младенца нормализуется пульс, артериальное давление. Ребенок легче входит в нормальный ритм жизни: правильно чередует сон и время бодрствования. Идеальный младенец проснулся, чуть подождал кормления, поел, немножко поиграл (с возрастом этот период увеличивается) и заснул до следующего кормления, а ночью он уходит на 6–9-часовой сон без просыпания. Массаж помогает установить такой порядок.
Таким образом, массаж – элемент не только моторного развития, но и психического, в этом возрасте они очень тесно связаны. Физически здоровый, развитый ребенок не только вовремя сядет, встанет, пойдет, но и вовремя начнет говорить, хорошо будет развиваться интеллектуально.