Вы спрашивали? Логопед отвечает. Часть 1.
Речевые нарушения у детей – это не та тема, о которой часто говорят и пишут, о которой, в отличие, например, от столь популярных ОРВИ или антибиотиков родители успели составить собственное мнение и им все более или менее понятно. И именно поэтому к логопедам у мам и папа может возникать еще больше самых разнообразных вопросов. «Сколько нужно занятий?», «Одному мальчику/девочке поставили звуки за пару занятий», «А вот я в детстве/мой брат/сосед…», «Может само пройдет?», «Для чего нужно выполнять домашнее задание, вы же в кабинете занимаетесь?». Постараемся ответить на самые популярные из них.
«Сколько нужно занятий?»
Конечно, все хотят чуда и быстрого результата. Но, к сожалению, сложно сказать заранее, сколько занятий понадобится именно вашему ребенку. Точно не меньше 10, а уже по поводу дальнейшей работы решение мы будем принимать совместно с родителями исходя из достигнутых результатов. Что влияет на успех? Каждый ребенок уникален, у каждого своего особенности характера, у каждого разная степень речевого нарушения. На первичной консультации могут выявиться дополнительные трудности, обусловленные другими нарушениями. Например, миофункциональными, анатомо-физиологическими особенностями строения артикуляционного аппарата и зубочелюстного ряда: неправильное дыхание, нарушения жевания или глотания, неправильный прикус, который влияет на произношение. Все эти нарушения могут быть незаметны для родителей! А весь в таких ситуациях и сроки коррекционной работы увеличиваются, так как в решении проблемы применяется комплексный подход. В классической логопедии от постановки одного звука и до введения в свободную речь потребуется от 3 месяцев до 1 года.
Еще один важный момент – мотивация. На какие «кнопочки» нажать, чтобы замотивировать своего малыша заниматься, лучше всех знают родители. А мне интерес к занятиям помогают поддерживать разные виды заданий: игры с мячиками, упражнения на балансире, речедвигательные тренировки, компьютерная игра «Логомер».
«Для чего нужно выполнять домашнее задание? Вы же в кабинете занимаетесь».
Домашние задания необходимы для закрепления результата. Если логопед дает задания на дом, то их выполнение значительно сокращает сроки коррекции. Домашние задания чаще всего повторяют те упражнения, которые выполняются в кабинете вместе с логопедом. А так как ребенку сложно запомнить и сделать все сразу и правильно, то дома мама и папа в этом смогут помочь. Задания всегда интересные и совсем не сложные. Важно понимать, что быстрый и эффективный результат – это совместная работа специалиста и заинтересованных родителей.
«А вот я в детстве/мой брат/сосед…» или «Может само пройдет?»
Может, конечно, и пройдет. Но, скорее всего, мы потеряем время, а последствия будут непредсказуемы. Построить всегда легче и проще, чем перестроить. Межзубный сигматизм, «французское «р»» и многие другие искажения и замены звуков сами не проходят. К сожалению, со временем формируется речевая привычки, которая останется на всю дальнейшую жизнь. А ведь можно все исправить в раннем возрасте, не допустив развития у ребенка комплексов и психологических проблем, позволить ему вырасти уверенным в себе человеком, который сможет выбрать себе любую профессию в любой сфере.
И самое главное – не сравнивайте своего ребенка ни с кем. Каждый малыш уникален даже в своих дефектах дикции.
Логопед Татьяна Николаевна Лукенюк